Государство хочет стимулировать установку систем автоматического контроля выбросов
Почему государство хочет стимулировать добровольную установку систем контроля выбросов и сбросов? Кому и зачем это надо?
4 августа 2024 года Глава государства утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам и комиссий Государственного Совета по направлениям социально-экономического развития Российской Федерации, состоявшегося 29 мая 2024 года.
Среди поручений есть пункт 4 с подпунктом «3» со следующей формулировкой Правительству Российской Федерации совместно с комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Экологическое благополучие» для реализации национальной цели «Экологическое благополучие» в срок до 01 октября 2024 г представить предложения, направленные на стимулирование добровольного оборудования автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, требование к оборудованию которых такими средствами не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
Давайте попробуем разобраться зачем это нужно, как это можно реализовать и к чему это может привести.
Начнем с того, что ЗЕМЛЯ, ВОДА и ВОЗДУХ - это наше ОБЩЕЕ и ЧАСТНОЕ БОГАТСТВО, качество которого зависит от нас всех, а пользуемся мы им каждый в частности. И конечно мы не хотим, чтобы наши дети и внуки ходили в противогазах, а о рыбалке и купании в речках и озерах знали только из книг и фильмов. Поэтому все мы в лице государства должны знать КТО, КОГДА, КАК и ЧЕМ оказывает негативное воздействие на наше главное достояние и на наше здоровье. Пока мы не научимся контролировать наши выбросы и сбросы мы не сможем ими эффективно управлять. Поэтому наша экономика должна стать экомерной (экологически измеряемой)
Развитие цифрового экомониторинга выгодно и самой экономике России т.к, массовая установка таких систем стимулирует развитие отечественного приборостроения, увеличивается спрос наинженеров и рабочих причем в относительно чистых производствах с высокой добавленной стоимостью. А по мере увеличения масштаба производства таких систем и отработки и упрощения процессов их внедрения должны привести к снижению стоимости таких систем.
Теперь к вопросу как государство может простимулировать установку автоматических систем контроляза выбросами и сбросами в добровольном порядке:
1 Предоставление различных налоговых льгот
2 Административные послабления или упрощения каких-либо процедур в т.ч при участи в госзакупках
3 Предоставление льготных кредитов, ссуд, займов на приобретение оборудования
4 Поставка оборудования в лизинг или долгосрочную аренду
Чтобы это заработало нужно с одной стороны совмещать наборы этих инструментов, а с другой стороны показывать на примере тех кто уже обязан их устанавливать, что это неизбежно и не выполнять требования закона это очень накладно, а выполнять это выгодно и полезно не только для самого предприятия но и для общества. Поэтому необходимо не только усилить контроль за установкой и эксплуатацией таких систем, но и отладить процедуру автоматического сбора и анализа этой информации и сделать обработанные данные открытыми для общества. Пока государство не может стимулировать установку таких систем теми кто обязан, очень сомнительно, что их массово начнут ставить в добровольном порядке те кто не обязан.
При этом существуют риски двух порядков
1 Риски для самих предприятий связанные с тем, что для соблюдения лимитов на выбросы и сбросы им придется более жестко контролировать соблюдение своих технологических режимов, а так же непрерывно следить за качеством работы систем газоочистки и водоочистки. Конечно это приведет к повышению текущей себестоимости, но тут мы должны вспомнить о главной цели и о том, что чистые воздух вода и земля нам важней, чем текущая операционная прибыль конкретных производств. Пусть продукция на полках в магазинах станет дороже, давайте это считать как доплата за сохранение нашего здоровья и здоровья наших детей.
2 Системный рискиз-за того, что на государственном уровне все решают только задачу«поставить датчики на трубы», а на такие моменты как: соответствуют ли эти «датчики» реальным задачам, сопоставимы данные от этих «датчиков» с данными на основе которых определены нормативы выбросов и сбросов никто сейчас не обращает внимание. Такая позиция ФОИВов приведет к провалу и дискредитации всей идеи цифрового экомониторинга , а сама ФГИС «Экомониторинг» может превратиться в цифровую ширму между реальностью и государственной отчетностью. В какой то момент мы поймем, система не работает и вдруг окажется, что потеряно время и деньги, а все мы встанем перед выбором все снести и делать заново или отказаться от решения этой задачи совсем.
Чтобы этого не произошло, нам всем: заказчикам, производителям и интеграторам нужно думать за государство, стараться делать правильно в соответствии с реальными целями и задачами и закладывать подходы и принципы в построениесистем и их функционал те которые нужны, а не только те, которые сейчас требует государство. Чтобы потом на основе этого реального и правильного опытабыла создана самая передовая и эффективная в мире законодательная, методологическая и приборная база.