Т/Ф.: +7 (38341) 580-53, 580-66 .
Т/Ф.: +7 (38341) 580-67, 580-77 .
Бердск, ул. Химзаводская 11/3 .

АО "Проманалитприбор" с 1999 года специализируется на разработке и производстве ГАЗОАНАЛИЗАТОРОВ ДЫМОВЫХ ГАЗОВ, за это время нами накоплен большой опыт в данной области. Мы поставляем газоанализаторы в комплекте с системой пробоотбора и пробоподготовки с возможностью выдачи результата в АСУ ТП.
Нашими клиентами стали более 350 организаций из России, Казахстана, Украины, Монголии, Сербии, Узбекистана.. .

Новости

А. Малышевский: "Мы должны налаживать партнерские отношения между бизнесом и государством в части выработки экономических методов стимулирования эффективного природопользования..."

На дворе XXI век, и, пожалуй, каждый современный человек хоть раз задумывался об экологической ситуации, которая успела сложиться на нашей планете за прошедшие столетия. Одним из основных факторов воздействия на окружающую среду является работа промышленных предприятий. От того, насколько она будет безопасной для окружающей среды, напрямую зависит и сохранность биоразнообразия на планете, и здоровье, и жизнь человека. О системе экологических рейтингов, как инструменте повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий и регионов, РБК рассказал председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Федорович Малышевский.

РБК: В чем заключается принцип составления экологических рейтингов?

Александр Малышевский: Системы рейтинговой оценки представляют собой эффективное дополнение правовому регулированию и усиливают его. Например, рейтинги позволяют отразить в простой и доступной для понимания общественности форме результаты природоохранной деятельности регионов и промышленных предприятий. Кроме того, с помощью них планируется обеспечить доступ к достоверной экологической информации со стороны рыночных институтов и общества и оказать влияние на действия предприятий в части экологической политики. Предполагается также, что развитие системы рейтингов поможет поддерживать и развивать конструктивный диалог между контрольно-надзорными органами, администрацией региона, предприятиями и гражданским обществом для эффективного решения экологических проблем территорий.

РБК: На основании чего будут составляться эти рейтинги?

А.М.: Обычно, в основе рейтингов лежат четыре основных источника информации - статистическая отчетность промышленных предприятий; отчетность государственных надзорных органов, в том числе акты проверок и протоколы нарушений, а также данные о наложенных мерах и взысканиях; жалобы со стороны общественности, а также исследования и другие аналитические документы, в которых рассматриваются характеристики предприятий и их природоохранная деятельность.

РБК: Поясните, пожалуйста, как этот механизм будет реализовываться на практике?

А.М.: По сути, мы должны провести инвентаризацию российской экономики на предмет её экологической составляющей, а именно определить реальную эколого-экономическую ситуацию, сложившуюся в каждом регионе. Подчеркну, что рейтинги, которые будут направляться на рассмотрение президенту, премьер-министру РФ и всем административным структурам, должны составляться не для того, чтобы усилить административное воздействие на предприятия, а для стимулирования модернизации производства. Мы должны налаживать партнерские отношения между бизнесом и государством в части выработки экономических методов стимулирования эффективного природопользования. В то же самое время общество должно знать о реальной обстановке в экологии. Таким образом, основная идея рейтингов – переход от аминистративного права к праву экономическому, так как штрафные санкции и увеличение числа надзорных органов экологическую ситуацию в стране не улучшают. Необходима заинтересованность общества, бизнеса и государства в объективном отражении и оценке эколого-экономической составляющей модернизационного потенциала страны. На самом деле мы оцениваем все что угодно, кроме реальных экологических рисков.

РБК: Почему этот механизм приобрел свою актуальность именно сейчас?

А.М.: В ближайшее время Россия станет полноправным членом ВТО. Как только это произойдет, начнут работать международные нормы, в которых обязательна экологическая составляющая. Напомню, что в Европе ни один продукт не может выходить на рынок без данной оценки, то есть любой производитель должен обязательно показать, сколько в себестоимости продукции экологической составляющей. Еще одна причина - по Киотскому соглашению мы по сути дела не получили ни рубля, а другие страны, и в частности Украина, возвращают себе очень большие суммы. А всё потому, что к рейтинговой экологической оценке привлекли международные аудиторские компании, работающие с глобальным экономическим фондом. По этому принципу будет работать Агентство экологической информации – партнер Росприроднадзора по оценке эколого-экономической эффективности регионов и предприятий.

РБК: Как эти механизмы реализуются в других странах?

А.М.: Уже многие годы Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ведет работу над регистрами выбрасываемых и транспортируемых загрязняющих веществ. На смену таких ресурсоемких в создании и поддержании регистров, появились более простые системы, заключающиеся в определении экологического рейтинга и обнародовании информации об экологической результативности. Существуют различные подходы к проектированию систем экологических рейтингов, которые в ряде случаев сводятся к перечням крупнейших загрязнителей или предприятий, систематически не соблюдающих природоохранные требования. Влияние рейтингов на природоохранную деятельность предприятий является положительным еще и потому, что они представляют собой упрощенные системы мониторинга и оценки результативности на основе статистических показателей и сопряжены с низкими затратами. Большая часть действующих экологических рейтингов регионов или предприятий заключаются в оценке природоохранной деятельности предприятий и ее результатов с использованием цветовых ярлыков. Результаты рейтинга распространяются через средства массовой информации и периодически обновляются, что дает предприятиям дополнительный стимул к совершенствованию своей экологической политики и достижению целевых экологических показателей. Не случайно, что официальную информацию по рейтингам будет доводить до общества РБК. Такое соглашение достигнуто между руководством компании и Росприроднадзором.

РБК: Почему в России пока настолько слабо развито экологическое законодательство? Наиболее спорным вопросом может на первый взгляд показаться наличие таких параметров, как сумма штрафов, налагаемых на предприятие за нарушение предельно допустимых нормативов и сумма нанесенного окружающей среде ущерба. Зачастую, стороны понимают, что штрафы и размер убытков природной среде и компенсация здоровью населения еще настолько низки, что предприятия предпочитают оплачивать их, но не улучшать производственный процесс, а региональным властям реагировать на следствие, выраженное в росте специфических заболеваний, но не с самой причиной. В большей степени, это касается градообразующих предприятий, экономическая эффективность которых обратно пропорциональна инвестициям в экологию, а финансирование здравоохранения происходит из федерального и регионального бюджетов. В этом отношении рейтинги будут являться одним из очень немногих механизмов, которые позволят муниципальным и региональным властям бороться с этой практикой. При этом совершенно очевидно, что удельные выбросы вредных веществ являются основными параметрами, которые следует контролировать для проверки соблюдения утвержденных нормативов выбросов и оценки результатов внедрения природоохранных мероприятий. РБК: Насколько это выгодно для самих предприятий?

А.М.: Основной предпосылкой развития систем публичных экологических рейтингов является то, что предприятия беспокоятся о своей репутации в глазах общественности, это позволяет выявить тех участников рынка, которые пытаются получить конкурентное преимущество, игнорируя нормативные требования. Напротив, высокий экологический рейтинг поощряет предприятия за вклад в соблюдение экологических нормативов и общее снижение нагрузки на окружающую среду, заботу о здоровье работников предприятия и населения региона присутствия.

РБК: Как можно обезопасить предприятие, в случае возникновения экологических рисков?

А.М.: Если есть экологические риски, и они зафиксированы, то необходимо застраховать их. Экологическое страхование должно базироваться на соответствующих реальной ситуации действительности, чтобы государство понимало все риски и опасности и не происходили катастрофы, сходные, например, с Саяно-Шушенской ГЭС. После этого должны заключаться договоренности между хозяйствующими субъектами, ведь есть страховые компании, готовые взять на себя эти экологические риски. У нас эта система взаимодействия вообще не сформирована, потому что сразу после составления учредительных документов мы начинаем заниматься администрированием, а не экологическим аудитом. О всех же несоответствиях мы начинаем вспоминать лишь в момент экологических катастроф и аварий, и то в контексте персональной ответственности.

РБК: Какие проблемы сейчас наблюдаются во взаимоотношениях между бизнесом и государством с точки зрения экологической составляющей?

А.М.: Прежде всего, необходима корректировка экологических платежей за негативное воздействие. Если мы доказываем, что предприятие действительно занимается модернизационным процессом, то действия контрольно-надзорных органов должны учитывать это, а не выписывать штрафы, чтобы завтра завод получил дополнительное финансовое бремя. Есть и еще очень важная экологическая составляющая - так называемые мировые соглашения, если предприятие имеет определенное негативное воздействие на окружающую среду, но доказало, что в погашение штрафных санкций последовательно изменяет экологическую обстановку, то затраты могут быть зачтены. Надо найти новые механизмы администрирования и проводить нормальный диалог, чтобы понять, что и как надо проверять, в конечном счете, со стороны государства.

РБК: Как в таком случае должны проводиться проверки предприятий?

А.М.: Необходим постоянный экологический аудит, в котором также заинтересованы хозяйствующие субъекты. При этом в таких проверках не будет так называемой постоянно преследующей роли государства, потому что их будут проводить специально созданные институты независимых экспертов. Сейчас у нас все кардинально по-другому, все заняты поиском нарушителя. Все хотят поймать человека или хозяйствующий субъект, который нарушил что-нибудь в этом плане, потом предъявить определенные претензии, потом возместить ущерб. Но каков экологический эффект от всей этой деятельности? Административные платежи растворяются в бюджетных классификациях и практически на экологию не влияют.

Источник: РБК.Рейтинг

Google+